Чем опасен боковой ветер для автомобилистов
Движение — процесс многосложный. Это объясняется воздействием на автомобиль многих сил и сложным взаимодействием с внешней средой. Последняя оказывает сильное влияние на устойчивость и безопасность управления. Одно из таких влияний — боковой ветер.
Сила бокового ветра
Особенно опасным может оказаться внезапный порыв, возникший из-за изменения направления ветра или автомобиля, например, при повороте либо выезде на открытый участок. Осложняться ситуация может гололёдом или мокрой поверхностью дороги, когда коэффициент сцепляемости резко снижается. Сила ветра оказывает нагрузку перпендикулярную движению машины. В результате происходит увод шин относительно оси в сторону направления ветра. Причём угол смещения колёс задней и передней оси может быть неодинаковым.
Парусность
Сила, с которой ветер оказывает давление на кузов, напрямую зависит от его конфигурации. Чем больше его площадь, тем сильнее будет воздействие встречного и бокового ветра. Этот аэродинамический эффект и называется парусностью. Например, кузов микроавтобуса или минивэна будет обладать большей парусностью, чем легкового авто. Боковое давление ветра легко может сдвинуть автомобиль с большой боковой парусностью до двух метров! Именно поэтому от водителей автофургонов и автобусов требуется достаточный профессионализм, чтобы умело сохранять устойчивость курса и не создать серьёзной опасности другим водителям.
Cкорость
Это фактор тесно связан с парусностью. Чем быстрее движется машина, тем сильнее будет ощущаться воздействие воздушных потоков. Поэтому большая площадь кузова плюс скорость делают движение нестабильным. Увеличение габарита за счёт перевозимого груза, потребует меньшей, возможно, в 2 раза скорости. Если предвидится плохая погода и порывистый ветер, предпочтительней воспользоваться прицепом вместо багажника вверху. Это обеспечит большую устойчивость к сдвигу, развороту или опрокидыванию (в случае груза с большой боковой площадью). Результатом будет более стабильная скорость и значительно меньший расход топлива.
Сохранение устойчивости
За пределами населённых пунктов и на их протяжении, где частые порывы бокового ветра представляют угрозу безопасному движению, устанавливается знак задолго до начала открытого участка дороги - «Боковой ветер». Такая информация помогает заранее подготовиться. Если знак отсутствует, определить силу и направление порывов ветра можно по деревьям и кустарникам на обочине. Внезапный удар при выезде за сплошной ряд растительности может застать невнимательного водителя врасплох.
Прежде всего необходимо снизить скорость. Это тем более необходимо на скользкой или мокрой трассе. При плохой видимости, например, перемётах снега, пыли или песка, и особенно в сумеречное время, скорость придётся ещё уменьшить.
Удерживать направление движения следует время от времени немного поворачивать руль в сторону, противоположную порыву ветра. Положение рук по обе стороны руля обеспечит полный контроль машины.
Из-за разности габаритов, одни транспортные средства могут представлять большую опасность, чем другие. Велосипедисты и мотоциклисты не имеют такой парусности, как автофургоны или автобусы, но из-за малого веса их может легко отбросить на полосу движения автомобилей. То же касается и малолитражек, хотя они имеют часто обтекаемую форму, что облегчает противостояние ветру. С другой стороны, движение автопоезда, в прицеп которого ударяет поток ветра, может представлять опасность ввиду его выноса в сторону обочины или встречной полосы. Особенную опасность может представлять проезд мостов, где высокий автомобиль или его прицеп может даже перевернуть.
Столкновение с боковым ветром может быть под разными углами, так как его направление — величина непостоянная. Соответственно точка, на которую приходится удар, перпендикулярная автомобилю, может смещаться. В идеале, эта точка должна приходиться на середину машины. И, хотя определить это во время езды непросто, необходимо следить за углом смещения кузова — разворачивает ли машину.
Если сила ветра увеличивается и передвижение становится всё труднее не только для нас, но и для других водителей — самое время остановиться у ближайшего строения, как например, СТО или мойка и подождать, когда ветер поменяет направление или немного стихнет. Расположенные на трассах рекламные щиты, которые могут представлять в таком случае большую опасность или снос других машин — повод проявить осторожность. Едва ли какая поездка требует большой срочности.
И, конечно же, такие участки не место для обгона, который уже сам по себе сопряжён с определённым риском.
Учитывая прогноз и следуя простым рекомендациям, можно безопасно управлять машиной в сложных условиях.
Читайте далее:
ТЕСТ CHANGAN CS75: НОВЫЙ КРОССОВЕР ИЗ КИТАЯ
ХОТИТЕ СЭКОНОМИТЬ БЕНЗИН? ИСПРОБУЙТЕ КАТАЛИЗАТОРЫ ГОРЕНИЯ ТОПЛИВА
ПРОЧЬ, РЖАВЧИНА! КАК ЗАЩИТИТЬ КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ?