Ремонт шатунов двигателя

 

Шатун является одной из важнейших деталей двигателя. Его главное назначение – это передача поступательного движения поршня двигателя на коленчатый вал. В самом начале эры двигателей шатуны использовались в паровых машинах. Сейчас без них немыслим ни один двигатель внутреннего сгорания (или других тепловые двигатели).

В качестве материала для производства шатунов используются высоколегированные хромоникелевые стали. При изготовлении шатунов особое внимание уделяют их правильной форме и балансировке, ведь, если двигатель работает при 6 000 об/мин, то каждый из шатунов двигателя совершает 6 000 движений вверх и 6 000 движений вниз за одну минуту. Для предотвращения износа шатунов верхнюю (поршневую) и нижнюю (составную - кривошипную) головки снабжают специальными втулками (вверху) и вкладышами (внизу) из другого сплава (который имеет специальное антифрикционное покрытие).

При ремонте двигателя, в том случае, если сам шатун не нуждается в ремонте, их просто меняют. Для лучшей балансировки и приработки деталей антифрикционные втулки меняют одним комплектом на всех шатунах двигателя. Основными дефектами самого шатуна являются: износ отверстия под втулку, износ торцовых поверхностей нижней головки, изгиб и скручивание стержня. Для ремонта верхней головки при износе отверстия под втулку выполняют растачивание этого отверстия под необходимый ремонтный размер. После чего внутрь вставляется сама втулка и производится подгонка втулки для плотного соприкосновения с головкой шатуна (раскатывание втулки внутри головки). При этом следует особое внимание уделять внутреннему диаметру втулки: он должен соответствовать необходимому диаметру под установку поршневого пальца. Допустимые отклонения при выполнении этой операции зависят от модели двигателя и не должны превышать 1-4 микрон. Нижняя головка шатуна является составной и стягивается посредством 2-х болтов, поэтому при установке вкладышей основной неисправностью может стать износ торцевых поверхностей.

Для ремонта используются специальные шлифовальные станки и оснастки с алмазным напылением. С их помощью производится выравнивание плоскостей торцевых пластин. В отдельных редких случаях производят обработку большого отверстия шатуна с последующим хонингованием (происходит формирование специального микрорельефа и на поверхности металла обеспечивается особая структура). Эти операции выполняются на токарном станке с применением специальных головок (хонов). В результате таких манипуляций поверхность приобретает высокую точность обработки (до 5 микрон), что позволяет хорошо удерживать масло.

При длительной работе с изношенными втулками и износе блока цилиндров (когда отверстие под поршень имеет овальную форму) сам шатун испытывает деформации: он начинает изгибаться и скручиваться или может изменяться расстояние между головками. Все геометрические размеры шатуна и его кривизну определяют с помощью измерительных приборов высокого класса точности. Определить величину скручивания и изгиба можно только разместив шатун в вертикальной плоскости. Деформации в виде изгибов (до 0, 06мм) и скручивания ( 0,1 мм на 100 мм длины) устраняются с помощью правки.

Для правки шатунов могут применяться самые разнообразные приспособления и оснастки, возможно также использование специального пресса для правки (например фирмы ROBBI). После исправления опять проверяют геометрию шатуна, а также расстояние между его головками (пл центру). Для выявления трещин применяются капиллярные или магнитные методы дефектоскопии. При наличии трещин, сильной деформации или износе (при котором невозможно восстановление геометрических размеров) шатун подлежит замене.

 


Читайте далее:

ПРАВИЛА БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ НА ГИБКОЙ СЦЕПКЕ

ОПТИМАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ АУДИОСИСТЕМ

СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ КАЧЕСТВЕННЫХ ШИН-ЛИПУЧЕК

HONDA INSIGHT

Тест-драйв 1969 Mustang Fastback: Иллюзия совершенства